2016 как-то прям всех впечатлил. Одни его считают, благодаря Трампу и Брекзиту в первую очередь, худшим годом эвер, другие, благодаря тем же Трампу и Брекзиту - наоборот, лучшим. Но вообще год оказался богатым на события, и создаётся впечатление, что мир вошёл в какой-то невиданный вихрь изменений и неожиданных событий.
Давайте я ещё раз предложу вам посмотреть на историю прошлого века с шагом в двадцать лет - и спрошу, мог ли сторонний наблюдатель, оказавшись в любой из точек, описанных внизу, правильно предсказать, что будет с миром через 20 лет.
(Старую пасту искать лень, потому вот вам новая, получше).
Итак, 1900 год. В мире есть три главные столицы - Лондон, Берлин и Санкт-Петербург.
Британская империя охватывает почти треть обитаемой суши, включая половину Африки, нынешнюю Индию с сопредельными государствами, Канаду, даже целый континент - Австралию, не говоря уже о бессчётных островах и огромном влиянии в Южной Америке и Китае. Британия всё ещё повелительница морей, её флоту никто не смеет бросить вызов; Британия остаётся мастерской мира, и Япония с Италией, зависимые от британских угля, нефти, капитала и технологий вынуждены поддерживать полувассальные отношения с с Лондоном. Сити - финансовый центр мира, и зарубежные инвестиции британцев вдвое превосходят годовой ВВП. Сессил Родс заявляет, что вскоре даже США вновь окажутся под властью Вестминстера.
Германская империя контролирует всю Центральную Европу - не только Австро-Венгрию, но и в значительной степени Скандинавию и Нидерланды, борется за Италию с Англией и за Балканы, где новообразованными государствами правят немецкие династии - с Россией. Даже слабеющая, но всё ещё могущественная Османская империя оказалась в сфере влияния Берлина. Германия обретает колонии в Африке и на Тихом Океане. Немецкая промышленность, одна из самых быстрорастущих в мире, становится ещё и самой современной, химпром занимает позиции мирового монополиста, немецкое оружие считается лучшим в мире. На тысячу немецких призывников приходится один неграмотный - показатель, недостижимый для любой другой страны в мире. Немецкие учёные получают больше всех нобелевских премий, лучший в мире университет - Гейдельбергский, немецкий - язык мировой науки.
Российская империя остаётся отсталой, но её промышленность, оправившись от Революции 1904-5 гг., станет самой быстрорастущей на планете; Блок называет Россию "Новой Америкой". Мало того - ещё и население растёт самыми быстрыми темпами в мире, на 2 % в год (и это в европейской части страны). Быстро оправившись от унизительного поражения в войне с Японией, Россия вскоре начнёт такие обширные военные реформы, что начальник немецкого Большого Генерального Штаба Мольтке-младший в 1910 году мрачно заявит, что к 1916 году он не сможет обеспечить оборону Рейха от русского "парового катка". Империя простирается на гигантской территории от Варшавы до Владивостока, но этого ей мало - Романовы не только планируют колонизацию Маньчжурии и вообще Северного Китая, но и Тибета и Ирана, а заодно и покорение Царьграда и "возвращение" Галиции, которое должно завершить объединение древнерусских земель в едином государстве; многие мечтают об объединении всех славянских государств под власть Петербурга и даже о колонизации Эфиопии.
Франция достаточно развита, богата и могущественна, но выглядит блёкло рядом с европейскими колоссами. Французские политики страшно боятся возможного союза Британии и Германии, которые вместе без труда смогут раздавить Вторую Республику за считанные недели, и вынуждены поддерживать тесный союз с Петербургом, заодно финансируя программы экономического развития России. Японцев кайзер Вильгельм, император Николай и принц Уэльский Георг в частных письмах называют не иначе как "обезьянами" и всерьёз не воспринимают. Древние Китайская и Османская империя всё ещё кажутся стабильными, хотя и слабыми. США уже построили мощнейшую экономику, но их армию немецкий Генеральный штаб оценивает как равную португальской, и никакой существенной роли в международных отношениях американцы не играют. Польши не существует.
1920 год. Германской, Российской, Китайской, Османской и Австро-венгерской империй просто не существует - на их месте кровавый хаос. Япония, победив две европейские державы - Россию в 1905 и Германию в 1914 - построила свою империю, с Южной Кореей, Циндао и островами Бисмарка. Британия, хотя и находится в стане победителей, истощена войной, её империя после Пасхального восстания в Ирландии начинает медленно распадаться, хотя формально по итогам войны она лишь увеличилась в размерах. Франция превратилась в повелителя Европы, теперь в этой части света ничто не происходит без её разрешения. США, где в 1895 New York TImes предлагала ликвидировать Госдеп за ненадобностью, стали мировым лидером - не только создав флот, сравнимый лишь с британским, и армию, сравнимую лишь с французской, но и став инициатором создания прообраза ООН - Лиги Наций (в которую сами США, что забавно, не вступили). Польша становится лидером Восточной и Центральной Европы. Многие ли могли спрогнозировать в 1900 году, что именно так будет выглядеть мир через двадцать лет?
1940 год. Польши, а равно и её патрона - Франции - больше не существует. На месте Германии и России появились две сверхмощные военные машины, которые уже поделили Европу и готовятся к столкновению друг с другом. Британия оказалась под самой серьёзной угрозой иностранного вторжения со времён Непобедимой армады и Булонского лагеря. США неспособны избавиться от последствий Великой Депрессии; общество расколото и стремится к изоляционизму. Япония присоединяет к своей империи добрую половину Китая (со злой половиной справиться пока не получается) - и это та самая Япония, которая 80 лет назад жила в средневековье, со смертной казнью за использование пороха. Теперь она мечтает покорить всю Азию и Тихий Океан. Свою средиземноморскую империю пытается строить Италия, мечтая о славе нового Рима.
1960. На месте империй Германии, Японии и Италии - кучка послушных вассалов Вашингтона и Москвы. Франция создаёт Европейское экономическое сообщество с собой любимой во главе, её лидер Де Голль собирается превратить свою страну в не менее значимого игрока на мировой арене, чем СССР или США. Сами эти две страны стали сверхдержавами, соперничающими в самых сложных областях науки и технологий - в авиации, космосе, ядерной физике, лазерах и даже вычислительной технике. США достигли невиданного никогда раньше экономического могущества - на них приходится почти 40 % мирового ВВП; экономика СССР растёт ещё быстрее американской, и известный экономист Самуэльсон прогнозирует, что к 1990 году СССР обойдёт США по ВВП. Британия, уйдя из Индии и Индонезии и потерпев поражение в Суэцком кризисе, вынуждена продолжить демонтаж своей империи. Китай находится в жалком состоянии, постоянно балансируя на грани голода.
1980 год. Британия не только лишилась империи, но и по ВВП на душу населения давно уступает Западной Германии и Франции и уже сравнялась с Италией; кажется, вскоре даже испанцы будут богаче британцев - и это несмотря на обильные нефтяные запасы в Северном море. А вот Япония по ВВП на душу практически сравнялась с США. Сами США всё ещё находятся в кризисе, начавшемся почти десять лет назад, и выход из него случится ещё нескоро. СССР пока выглядит могучим и здоровым соперником Америки, но Самуэльсон всё-таки переносит свой прогноз на 2000 год; фатальные провалы социализма многими пока ещё игнорируются. В Китае начинаются рыночные реформы, однако их результаты пока ещё не слишком заметны.
2000 год. Лондон вновь делает заявку на то, чтобы стать главным мировым финансовым центром. Немецкая экономика стагнирует вот уже много лет, и теперь уже британский министр финансов называет Германию "больным человеком Европы". Та же участь - многолетняя стагнация - постигла Италию и Японию. Советская империя, простиравшаяся от Эльбы до Демилитаризованной зоны на Корейском полуострове, развалилась на множество частей, и даже самый главный осколок - Российская Федерация - грозится развалиться ещё раз: Башкирия и Татарстан отказываются платить налоги в федеральный центр. США добились могущества, которого не добивалась ни одна страна в истории: никто не осмеливается бросать им вызов. Американская экономика после 18 лет быстрого роста чувствует себя отлично, и американцы намерены сделать XXI век Веком Америки. В Китае продолжается быстрый экономический рост, но в мире голос КНР почти не слышен.
2016 год. За 16 лет в мире не изменилось почти ничего. Такие длительные периоды стабильности были разве что в XIX веке, много-много поколений назад. Россия, хотя и частично восстановила свои позиции, и близко неспособна играть ту роль, какую играли в своё время Российская империя и СССР, как бы ни хотелось доказать обратное разным людям по обе стороны океана. Китай, хотя и превратился в экономическую сверхдержаву и даже сделал заявку на неоколониализм в Африке (впрочем, зачастую всё заявками и ограничивается), сам испытывает огромные проблемы с накачанной субсидиями и кредитами экономикой и слишком слаб в военном отношении, в технологиях и финансах, чтобы считаться супердержавой в чём-то, помимо промышленного производства. Расклад сил в Европе за 16 лет практически не поменялся, хотя все попытки усилить институты ЕС, превратив этот рыхлый союз в федерацию, провалились.
И всё-таки слишком многое в мире меняется - рост Китая и Индии, внутренние и внешние проблемы США, перманентный кризис в Европе, проблемы с самоопределением у России, война, охватившая весь Ближний Восток - в 2016 не замечать, как всё это влияет на мир, стало просто невозможно.
Мир не начинает вдруг резко меняться - мир всего лишь возвращается к тому нормальному пути постоянных изменений, которому он следует уже много веков. А тем, кто этого очень сильно боится, лучше всего попросить у Илона Маска отправить его на Марс. Тут, по крайней мере, всё будет стабильно - Маск точно наебёт.